суббота, 8 января 2011 г.

Беседа с о. Сергием (часть 1)

Отец Сергий известен православным москвичам прежде всего как опытный духовник, серьезный пастырь.

Беседа с о. Сергием (часть 2)
Беседа с о. Сергием (часть 3)

- Без Бога человек жить не может. При всем благополучии, при всех успехах, при том, что у него все получается хорошо, душа неизбежно будет тосковать. Это описано и в мировой литературе: например, у Джека Лондона - те, кто читал его роман "Мартин Иден", об этом помнят. Не может человек без Бога.

Душа просит бессмертного, ищет Того, Кто ее сотворил. И от этого никуда не уйдешь. Любые хобби, любые увлечения это некая подмена того, чего на самом деле жаждет душа. Некоторые люди, уже достигнув больших высот в своей карьере, или начинают пить, или становятся наркоманами. Отчего? Оттого, что душа тоскует, чего-то ищет.

Ты построил дом, все благополучно, а нет спокойствия души. И вот тогда человек начинает искать чего-то, что смогло бы удовлетворить его душу. Но вот он вдруг слышит: в православном храме в колокол ударили - значит, в церкви кто-то молится, пойду посмотрю. Хорошо, если он почувствует, что здесь - именно то, что ему необходимо.

- Приходя в Церковь, новообращенные христиане надеются найти здесь идеальные отношения между людьми, хотят чувствовать себя уютно и спокойно, оставив за дверью мирские страсти и невзгоды, ищут внимания к себе священника, но иногда, напротив, могут натолкнуться на равнодушие и даже, увы, на грубость. Происходит это, конечно же, слава Богу, не всегда. Но все же случается. Вот вы, отец Сергий, уже упомянули наших православных бабушек. Почему вообще это происходит в святой Православной Церкви?

- Происходит это потому, что в храме собираются вовсе не святые, не люди, которые все уже достигли святости, а наоборот - грешники, которые каются, просят у Бога прощения своих грехов и постепенно, медленно восходят с одной ступени на другую. Далеко, далеко еще всем нам до совершенства. . .

Но во всем этом нет ничего страшного. В церкви находятся именно спасающиеся грешники, а не праведники. И поэтому, если вы услышали неприятное слово, нужно собрать свои силы и сдержаться, не отвечать резко. Если на тебя, например, напала комсомольской молодости старушка и отчитала тебя как перед пионерским собранием, нужно помнить, что она точно так же сражается со своими грехами, характером и привычками, как и вы сами. Надо смириться и про себя сказать: "Господи, я все это понимаю" и не обижаться.

В Церкви тебе комфортные условия сразу никто не даст. Больше того, в монастырях даже наоборот, создают некомфортные условия - для воспитания в душе смирения. Это бывает очень полезно, хотя и трудно. И это нелегко перенести даже людям, которые уже не первый год в Церкви. Поэтому такие обстоятельства нужно воспринимать как некое "делание" , то есть подвиг. . .

- А если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит "скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо" ?

- Если у батюшки нет для вас времени - это самая трудная и самая печальная вещь. Я сам это испытал. Еду к своему батюшке в далекий монастырь, приезжаю, у меня на душе столько вопросов, столько мыслей, столько грехов. Я подбегаю к нему, прошу: "Батюшка, поговорите со мной. . ." . А он раз, два. . . три предложения сказал и говорит: "Уйди отсюда, все, в следующий раз приедешь - будем говорить, а сейчас у меня времени нет" .

Я обижался, несколько лет обижался. И вот однажды, когда приехал к нему с особыми вопросами и он увидал какое у меня лицо (а это было очень тяжелое для меня испытание - в своем же храме), он бросил всех и говорил со мной два с половиной часа.

Так что, если вы подошли к батюшке, а он говорит: "Подожди, мне сейчас некогда" , значит у вас почти все благополучно. То есть вы делаете свое Спасение, делаете как положено и вам сейчас можно спасательный круг не бросать. А если вам плохо - будьте уверены, батюшка сразу заметит. Он скажет "стоп" , все отойдут в сторону, и он будет говорить с вами столько, сколько хотите: день, два или три. Он будет беседовать с вами, чтобы облегчить ваше духовное состояние.

Поэтому не расстраивайтесь, что вам уделили мало внимания: это значит, что есть другие, которым обязательно нужно оказывать "скорую помощь" , "делать искусственное дыхание" , "переливание крови" и все остальное. А вы - еще вполне нормальный, держитесь на ногах. Вы вполне православный человек, и, значит, вам еще можно подождать. Здесь тоже необходимо понять Церковь изнутри и не скорбеть. Может быть, даже лучше, что с вами сейчас долго не говорят, потому что у вас пока все нормально.

Если батюшка говорит "скорей, скорей. . ." , а вам просто необходимо с ним побеседовать, тогда нужно сказать: "Батюшка, пожалуйста, примите меня вне богослужебного времени" . Скажи- те: "Вот я приду, допустим, днем, или, наоборот, вечером, когда службы нет, - мне бы очень хотелось с вами поговорить" . И батюшка не откажет. Даже если он перегружен и у него много обязанностей - он найдет время, когда вам к нему приехать, обязательно с пониманием ответит на ваш серьезный вопрос и уделит вам столько времени, сколько вы потребуете.

В некоторых храмах, не во всех, есть такие специальные дни, когда батюшка с трех часов и до часу ночи исповедует. К нему приходят люди и говорят с ним столько, сколько хотят: полчаса, час. И никто никого не торопит. И даже в час ночи, когда батюшка прыгает в последний троллейбус, люди его ждут на остановке, потому что им тоже хочется с ним поговорить. Дай Бог, чтобы это бывало почаще, хотя это очень трудно для батюшки. Очень тяжело. Но православным людям это приносит пользу.

Повторяю: если кто-нибудь попросит священника о дополнительной встрече, то он обязательно уделит вам время. И тогда уже не будет никаких препятствий. Только нужно преодолеть себя, свою гордость, подойти к нему снова и сказать: "Батюшка, я хочу подробно поговорить, пусть и не сейчас" . И все будет в порядке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий