суббота, 8 января 2011 г.

Беседа с о. Сергием (часть 2)

- Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним?

Беседа с о. Сергием (часть 1)
Беседа с о. Сергием (часть 3)

- Я много лет езжу в метро через станцию "Таганская" . И там, в стеклянном "стакане" сидит один дядечка - иногда в фуражке, иногда без фуражки - дежурный. Я каждый раз иду мимо него, одетый в подрясник, а он сидит в своем "стакане" . И вот за три года мы с ним, только кивая друг другу головой, настолько внутренне сблизились, что когда я две недели ездил по другому маршруту, и, наконец, снова поехал через эту станцию, он меня увидел, выскочил из своего "стакана" и спрашивает: "Батюшка, где вы пропадали?" А ведь по сути мы с ним ни разу друг другу и слова не сказали, но подружились одними взглядами.

Так вот, если вы хотите, чтобы батюшка вас понимал, а не знакомился с вами заново каждый раз, найдите такого священника, к которому вы будете ходить все время. При этом, может быть, много с ним разговаривать и не надо - вот как с тем дядечкой в "стакане" - но ведь он вас все время видит и вы его видите. У вас на душе плохо - а батюшка уже чувствует. У вас в семье проблемы - а батюшка вас заметил в храме и сразу вспомнил все эти ваши проблемы. Батюшка на вас посмотрел и припомнил, что вы ему говорили месяц назад, полгода назад. И при этом он к вам всякий раз подходит как ваш знакомый, как некий друг. Причем, друг, который ни в коем случае над вами не превозносится, вас не поучает, не унижает. Наоборот, он все с любовью понимает.

И тогда вы экономите массу времени. Подошли, вздохнули и говорите: "Батюшка, ничего не вышло. Вот вы советовали мне сделать то-то, а я, грешен, не сделал" . Он, конечно, пожурит, но ведь и помолится тут же: "Господи прости, помоги" . И у вас на душе становится спокойнее, и батюшка не тратит много времени, и вы сами.

И постепенно, от года к году - как с тем дежурным по станции в "стакане" - возникает полное взаимопонимание с батюшкой. И благодаря этому вы будете делать большие успехи и серьезные шаги в познании того, Кто Такой Бог, как Он к людям относится, и что вы должны ради Него совершить.

- Нужно ли православным христианам настойчиво подчеркивать свое православие в кругу неверующих друзей, знакомых? Нужно ли им активно проповедовать Православие, самим заводя о нем речь?

- В Евангелии написано о том, что нельзя выставлять себя свои подвиги напоказ. Пусть твои добрые дела будут совершены в тайне. И тогда Бог, увидев все это тайное, воздаст тебе явно. Это очень ответственный принцип. Нужно к этому так и относиться. А зачем афишировать, зачем самому кричать об этом на дорогах? Никто тебя об этом не просил. А вот если тебя кто-то попросил, тогда обязан говорить об этом.

Баптисты считают по-другому: нужно всем ходить, проповедовать, кричать. Мы же, православные христиане, считаем иначе и опираемся на Священное Писание, на Евангелие - ведь Сам Господь об этом так сказал.

А вот если кто-нибудь спросит тебя в упор: "Ты верующий, православный?" - как бы "между прочим" , в разговоре, в транспорте - то тут наступает очень важный момент. Если ты умолчишь, или устыдишься, или ухмыльнешься, или скажешь "нет", то это незаметное легкое слово, которое просто выскочило без мысли изо рта, будет иметь невероятные последствия! Такой отказ полностью отсекает человека от Бога, от Церкви, от присутствующей в Церкви Божественной силы - так называемой "благодати". И человек остается совершенно вне Бога.

- Почему Церковь учит, что спасутся только православные христиане? Получается, какой-нибудь индонезийский старик, на чьем острове нет никакой христианской миссии, но который всем всегда помогал и прожил поистине христианскую жизнь, не спасется?

- Я бы не сказал, что Церковь так ответственно и уверенно учит, что не спасется никто, кроме православных. Вопрос так не стоит. Ученики спрашивали Господа Иисуса Христа: а много ли спасающихся? А Господь им не ответил, Он ушел от прямого ответа. Принципиально ушел. Он только призывал их самих подвизаться, творить подвиги, чтобы тесным путем войти в Небесное Царство.
В Священном Писании есть такие слова: вы "увидите. . . себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием" (Евангелие от Луки 13: 28, 29).

Ученые богословы долго обо всем этом думали, и многие из них считают, что Царство Христово, Царство Небесное устроено как бы отдельными "концентрическими кругами" - ближе к Богу или дальше от Него. И если человек хочет быть с Богом, как можно ближе к Нему - то вот вам Православная вера. Бог называет нас Своими друзьями, Он отдает Себя во всей полноте общения православным людям. А есть люди, которые просто творят добро. Они будут судиться по таким законам, которые приняты у них.

Может быть, даже коммунисты будут судиться по "Моральному кодексу строителя коммунизма" , кто о таком еще помнит. На суде им откроют такую-то страничку, а там написано: надо поступать так и так. Раз он коммунист, то значит и должен так поступать? Ведь Бог у него не спросит, постился ли он или молился, а спросит: "Как ты себя вел в соответствии с твоей коммунистической "верой?" . Здесь я, конечно, преувеличиваю, но, тем не менее, вспомним, что и у язычников есть свои верования, и Бог по этим верованиям с них и спросит.

Но нас-то Он позвал Себе в друзья! "Я назвал вас друзьями", - сказал Господь (Евангелие от Иоанна 15: 15). Ближе друзей у Бога никого нет. И если ты хочешь быть другом Бога - вот тебе истинная Православная вера.

И здесь в моих словах нет никаких противоречий с христианским вероучением. Ведь слишком простой ответ - сказать, что спасутся только те, а не эти. Здесь все гораздо сложнее. Но быть другом Божиим - тут уж извините меня... Для этого нужно пребывать в Православии, и тогда ты будешь вместе со Христом, как Его ученики и апостолы.

- А спасутся ли те люди, которые жили до пришествия в мир Христа? Ведь их были многие миллионы...

- Большинство древних людей спасется.

В Церкви есть учение о том, что душа Христа, после того как Его распяли, сошла во ад, и Господь разрушил весь этот ад, где пребывали души всех живших до Христа людей. И Он всем им сказал: кто любит Истину, кто желает быть с Богом, со Мной - идите, Я всех вас выведу.

Но я уверен - больше, чем на сто процентов! - что нашлись и такие люди, которые сказали: нет, а мы не хотим с Тобой идти. Да, нам здесь плохо, но за Тобой мы не пойдем, и все. Наверняка нашлись какие-нибудь египетские черные маги, другие волшебники - и они остались. Бог насильно никогда никого не спасает.

Но те, кто пошел с Богом, те, кто стремился к Нему, кто интуитивно Его искал, желал полноты общения с Богом, все они наверняка увидели в Господе Иисусе Христе Сына Божия, пришедшего на землю Бога. Они пошли за Христом, и таких людей было большинство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий